Если вы когда-нибудь делали профессиональные субтитры для фильма, который едет в Канны, то вы знаете, что это не перевод, а форма искусства.
И конечно, как любому искусству, субтитрированию нужно учиться.
Я недавно начала курс по академическому рисунку. На первом занятии учитель дал практическое задание - рисовать от руки прямые линии. Горизонтальные, вертикальные, диагональные. И пока они у меня не будут идеально ровными, к следующим заданиям приступать нельзя.
В submonkeys “на первом занятии” мы бы вас попросили перефразировать реплики героев. Пока вы не научитесь хотя бы тремя разными способами перевести “Жри свои чебуреки сам!”, у вас не будет начальных навыков, чтобы идти дальше.
Субтитры от обычного перевода текста отличает одна маленькая, но важная изюминка - темп речи персонажа. Недостаточно передать смысл, тон и эмоцию, нужно при этом уместиться в определенное количество символов в секунду и в строке. Есть такие волшебные параметры, как рекомендуемая скорость чтения и количество символов в строке, которых мы строго придерживаемся в работе над каждым фильмом.
Почему это важно?
Уверена, вы хотя бы раз оказывались в такой ситуации: долго искали какой-то фильм в интернете, например, на корейском (как шедевральный шедевр“Паразиты”, который кстати говоря прекрасно субтитрирован), наконец нашли его с русскими субтитрами на каком-то сайте, взяли в руки чашку с какао, отхлебнув пару глотков, удобнее устроились в кресле, нажали Play. И фу… Вы еле успеваете смотреть на экран! В нижней части экрана настоящий ахтунг: субтитры длиной в бесконечность, которые так быстро сменяют друг друга, что после 10 минуты перед глазами мелькают ниточки, червячки и другие силуэты. Так и до гипертонической атаки недалеко. За исключением моей мамы, которой так нравился один турецкий сериал, что она его весь “дочитала”, в 99% случаев зритель устанет и бросит это дело.
Итак, задача - найти самый идеальный, самый эффектный и самый лаконичный английский вариант, который максимально точно передаст и смысл и все эмоции, которые персонаж вложил в реплику. Например, в фильме Х главная героиня стала свидетелем того, как ее братья избивают ее друга, и разняла их. Спасенный друг ее благодарит: “Маша, спасибо, что вмешалась”. Можно пойти простым путем и перевести буквально:
Masha, thank you
for breaking up the fight.
Но это не идеальный субтитр. Скорость чтения значительно превышает рекомендуемую (17 символов в секунду), а значит, есть риск, что зритель не успеет его прочитать. А мы работаем для зрителей… Вторая проблема менее заметна: на английском такой дословный перевод звучит не очень естественно. Поэтому меняем на:
Masha, thank you for stopping them.
Лаконично. Понятно. Красиво. И… была еще одна, третья, проблема.
Вслед за этой репликой герой спрашивает: “А те кто били, это кто вообще?” Темп речи быстрый, сразу после нее - склейка. Неужели мы будем переводить дословно? Конечно же, нет. Представим, что фильм был снят на английском. Нужно, чтобы один субтитр цеплялся за другой, одна реплика изящно переходила в другую. Поэтому:
Masha, thank you for stopping them.
Who are those guys anyway?
To be continued…